Сведение и мастеринг - что это такое? Программы и наушники для сведения и мастеринга grandplaymusic.com
- Опубликовал: Vangan
- Дата: 9-07-2019, 18:54
- Просмотров: 25
Многочисленные наблюдения за работой различных звукорежиссеров приводят к убеждению в том, что умение делать сведение и мастеринг – это настоящий дар, встречающийся у людей намного реже музыкального слуха. Если при работе с графикой используют откалиброванный монитор, не искажающий картинку и точно передающий цвета, то в случае со звуком нужны хорошие колонки. Это будет единственным ориентиром для нас. Иногда могут помочь специальные наушники для сведения и мастеринга, но всё-таки специалисты студии звукозаписи Бишкек работают чаще всего с колонками.
В отличие от видеомониторинга, работа со звуком гораздо тяжелее. Всё дело в звуковых волнах. Они имеют свойство отражаться от пола, потолка, стен и различных предметов. Причем свойства отражения будут меняться в зависимости от высоты волны. В данной статье мы подробно расскажем о такой непростой деятельности, как сведение и мастеринг на примере домашней студии звукозаписи. Итак, приступим.
Сведение
Начнем с определения данного термина. Сведение - это процесс обработки звука до мастеринга, включающий в себя шесть стадий:
- нормализацию;
- компрессию;
- эквалайзинг;
- фильтрацию шума;
- панорамирование;
- звуковые эффекты.
Разберем их по порядку.
Нормализация
Во-первых, нормализация является процессом обработки звука. А во-вторых, это первая стадия в борьбе за громкость музыки. Нормализацию можно сделать в программе Cool Edit Pro, о которой будет рассказано ниже. Для этого заходим в пункт меню Effects и выбираем Amplitude-Normalize.
Компрессия
Компрессия – это очень ответственный шаг в такой сфере, как сведение и мастеринг. Именно она отличает профессиональные записи от любительских. Уделив отработке динамики достаточно времени, вы получите высокое качество.
Причины сложности
- Если эффект сделан правильно, то он весьма тонок, но при этом чувствуется в записи. Хотя его нельзя услышать так, как, например, флэнжер.
- Компрессор не может работать всё время. Большую часть времени вы слышите звук без его участия. Поэтому диаграммы работы компрессора и его уровня здесь почти незаменимы.
- Нельзя считать все компрессоры одинаковыми. Несмотря на простоту идеи – понижение уровня сигнала при переходе через порог, исполнение может быть разным.
Использование качественного компрессора поможет сгладить все недостатки звучания.
Основы компрессии
Наиболее распространенная аналогия – звукотехник, крутящий регулировочные ручки и следящий за уровнем сигнала. То, насколько он их прокрутит, называется отношением (ratio). Например, отношение 3:1 означает, что при превышении сигналом порога в 3 дБ инженер отрегулирует ручки так, чтобы сигнал превысил порог на 1дБ.
Эквалайзинг
Эквалайзинг – это частотная коррекция композиций и один из самых ответственных моментов перед мастерингом. Любая частотная подгонка проводится до обработки композиции другими эффектами.
Те, кто разбирается в таком деле, как сведение и мастеринг, знают, что эквализация вокала является большой проблемой почти для всех. Если неплохое звучание ещё можно имитировать качественными сэмплами, то плохо записанный голос уже ничем не исправишь. Практически ни у кого из любителей нет дорогого студийного микрофона, а если есть, то он, как правило, неправильно подобран. В профессиональной записи правильно подобранный микрофон – половина успеха. Вторая половина – это правильно обработанный голос. Из-за того, что у материала изначально низкое качество, к голосу следует относиться с двойным вниманием.
Фильтрация шума
Если при записи звука в домашних условиях использовать динамический микрофон, напрямую подключенный к звуковой карте, то в полученном файле появится много нежелательных шумов. Часть из них поможет избежать простая предусмотрительность: выключение телевизора, закрытие окна, проверка устойчивости микрофонной стойки, ношение мягкой обуви и т. д. Однако некоторые источники шума так не убрать. Например, шум электрогитары или самого микрофона, подключенного к звуковой карте через линейный вход.
Панорамирование
До процедуры мастеринга вокал необходимо распределить между ушами слушателя. Или, как говорят звукорежиссеры, между правым и левым каналом. Это распределение и называется панорамированием. В домашней студии оно проводится при помощи регуляторов панорамы. В английских версиях программ они обозначаются как pan.
Проще всего заниматься панорамированием в наушниках, но надо будет обязательно проверить результат собственной работы, прослушав готовый микс в колонках.
Звуковые эффекты
Чтобы получить «вкусный» микс, добавлять звуковые эффекты нужно так же, как специи, сахар и соль в пищу. Это словно макияж для записи (ведь все артисты наносят его перед выходом на сцену). Звуковые эффекты наполняют музыку магическим содержанием и придают ей чувство полёта. Они применяются как в сочетании друг с другом, так и отдельно один от другого.
Что такое мастеринг?
Иногда в процессе записи может обнаружиться грубая ошибка. В этом случае музыканты шутят: «Поправим на мастеринге». Смысл этой шутки такой же, как и у знаменитого выражения: «Горбатого исправит могила». Если сведение – это процесс создания одного трека из множества моно- и стереотреков, то мастеринг – дальнейшая работа с получившимся результатом. Она предполагает последнюю обработку записи перед ее выпуском в массовое производство на дисках.
Итак, мы определились с тем, что такое мастеринг. Теперь выясним, сколько он включает этапов. Их всего пять:
- Профессиональное звучание. Главная задача этого этапа – добавить к существующей записи финальные штрихи. Нужно выровнять уровни, проанализировать общее сглаживание трека и т. д. В общем, необходимо сделать звук профессиональным.
- Общая созвучность целого диска. Не меньшего внимания требует созвучность всех композиций диска вместе при последовательном проигрывании. Всё ли ровно звучит? Есть ли несовпадения уровней? Имеет ли компакт-диск собственный «характер»? На этом этапе важно добиться минимальной разницы между звучанием отдельных треков с учётом общей картины.
- Подготовка к тиражированию. Этим занимаются на заводе.
- Специфика аналогового звучания. Здесь сложно сказать что-то однозначное, но в целом аналоговое оборудование является источником дополнительных нелинейных искажений. Благодаря этому звук становится намного лучше. К примеру, аналоговый эквалайзер может привносить едва заметные поканальные фазовые задержки. Высокоточный цифровой эквалайзер не имеет такого «недостатка». Но это не значит, что он более музыкален. В случае обогатителей и компрессоров всё еще сложнее. Хотя именно эта специфика аналоговой обработки придает музыке глубину, яркость, басовитость и теплоту, делая более приятным общее звучание.
- Графические средства. Некоторым звукоинженерам, считающим коммерческое сведение и мастеринг своим истинным призванием, не нужны датчики. Они могут определить частоту и уровень компрессии по слуху. Простым смертным, конечно, нужны разнообразные датчики и наблюдение за положением ручек настройки, регулировка которых позволяет визуально отображать внесённые в звук изменения. Тем не менее, в этой деятельности уши – самый лучший рабочий инструмент.
Программы для мастеринга и сведения
На эту тему существует масса обзоров в Интернете. Мы же расскажем о двух, самых лучших, на наш взгляд, программах. Для сведения подойдет Cool Edit Pro, у которой прекрасный интерфейс и широкие возможности для работы со стереофайлами. Для мастеринга рекомендуем T-Racks24. Она эмулирует несколько ламповых устройств: лимитера, компрессора и эквалайзера. Большинство авторитетных специалистов хвалят теплоту и мягкость ее аналогового звучания.
Эффекты мастеринга
Перечислим их:
- Эквалайзеры (формирование баланса).
- Экспандеры, лимитеры и компрессоры (динамический диапазон записи). Для того чтобы работать с динамикой определенного частотного диапазона, понадобятся многополосные динамические эффекты.
- Эффекты стереообраза (расширят пространство звучания).
- Ревербератор (добавит дополнительный блеск для записи).
- Подавители шума (фильтрация шумов).
- Гармонический эксайтер (помощь в оживлении записи).
- Максимизатор громкости (увеличение громкости записи с одновременным ограничением пиков).
Заключение
Теперь вы знаете, что такое мастеринг и сведение. Надеемся, статья оказалась вам полезной. И напоследок, запомните: чтобы достичь высот в этой сфере, нужно хорошо овладеть техническими приёмами сведения треков, а также культивировать и воспитывать в себе собственное ощущение и вкус звука, создавая тем самым неповторимый саунд.
Также рекомендуем:
- Как работают AirPods: описание и характеристикаВ 2016 году компания Apple порадовала своих поклонников новым гаджетом - беспроводными миниатюрными наушниками AirPods. Они сразу же завоевали популярность у большой части потребителей
- Монитор: основные характеристики, типы и качество. Компьютерный мониторСогласно данным социологических исследований, значительная часть жителей цивилизованных стран ежедневно проводит перед монитором до 10 часов. Причем делают это люди и на работе, и дома. Это значит,
- Образ для фотосессии в студии для девушки: идеи и советыОстановить мгновение – мечта каждого человека. Искусство фотографии для того и предназначено, чтобы обмануть время и запомнить важные и трогательные моменты. Сегодня люди фотографируют
- Материал для натяжного потолка - какой лучше выбрать? Современные материалы для натяжного потолкаПроизводство натяжных потолков представлено на современном рынке достаточно давно, и с каждым годом они все больше набирают популярности. Это совсем неудивительно.
- Звукоизоляционные материалы для стен квартиры: отзывы и рекомендации по выбору etnotrade.ruВ панельных домах, а в особенности в старых, уровень звукопоглощения оставляет желать лучшего. Применение специальных материалов может помочь достаточно эффективно решить эту проблему. При желании