Облако тегов
    Как вам парковка в Москве?
    Популярное
       
      » » Расшифровка подшипников. Классификация и маркировка подшипников uzp.net.ua
      0

      Расшифровка подшипников. Классификация и маркировка подшипников uzp.net.ua

      В конструкцию разного рода современных машин входит множество узлов с вращающимися частями. Это всевозможные рычаги, колеса, барабаны. Возникающее в таких узлах трение между деталями может привести к разрушению материалов и быстрому выходу машины из строя. Чтобы такого не происходило, вращающиеся элементы соединяются подшипниками. Кстати самая доступная цена на подшипники FAG от UZP которые обладают феноменальной надежностью.

      Детали этого типа могут иметь разную конфигурацию, размеры, принцип действия. Особенности конструкции таких изделий отражаются в их маркировке. Расшифровка подшипников по таким обозначениям — дело предельно простое.

      Две основные разновидности

      Все используемые на данный момент в разного рода механизмах изделия этого типа можно разделить на три большие группы. Во вращающихся узлах устанавливаются подшипники:

      • скольжения;
      • качения;
      • игольчатые.

      Все эти разновидности изделий широко востребованы и могут использоваться как в промышленных агрегатах, так и в станках, автомобилях и т. д.

      Подшипники скольжения

      В деталях этого типа трение снижается за счет смазки. Состоять такие подшипники могут из:

      • корпуса с отверстием и втулки, запрессованной в него;
      • из разъемного корпуса и двух вкладок.

      Делают такие подшипники из разных материалов. Корпус у них обычно выполнен из стали. Втулка же или вкладки чаще всего изготавливаются из бронзы или других подобных сплавов. Благодаря такой конструкции, трение между деталями подшипника значительно снижается. Чтобы и вовсе свести его на нет, во вкладышах изделий этого типа проделывают бороздки, в которые заливают масло. При вращении вала последнее затягивается под металл. В результате этого образуется масляная пленка. Она приподнимает вал и он уже больше не соприкасается с вкладышем.

       

      Основные достоинства и недостатки

      Подшипники скольжения несколько более просты в изготовлении, чем подшипники качения. Использоваться они могут в самых разных узлах. К примеру, достаточно часто применяют такие подшипники для электродвигателей.

      К плюсам подшипников скольжения, помимо всего прочего, относят и следующие преимущества:

      • бесшумность в работе;
      • возможность использования в сильно нагруженных узлах.

      Помимо этого, достоинством подшипников такого типа считается то, что они очень неплохо устраняют шатания.

      Но есть у изделий этой разновидности, конечно же, и свои недостатки. Основным минусом таких подшипников считается сложность в обслуживании. Чтобы такая деталь прослужила долго и хорошо выполняла свои функции, ее помещают в масляную ванну или используют насосы для постоянной подачи последнего.

      Также недостатками подшипников скольжения являются:

      • невозможность использования в сильно разогревающихся узлах (может воспламениться масло);
      • необходимость применения в конструкции дорогих цветных металлов;
      • увеличенные пусковые факторы;
      • повышенные габариты в осевой направленности.

      Подшипники качения

      Такие изделия в на настоящий момент более популярны, чем подшипники скольжения. Цветные металлы в таких деталях также могут использоваться, но обычно их все же изготавливают полностью из стали. Трение в изделиях этого типа снижается, благодаря наличию в их конструкции металлических шариков, роликов, конусов или, к примеру, иголок. Такие элементы помещаются в подшипниках качения в канавки между корпусом и неподвижной опорой.

      Преимуществами изделия этого типа отличаются следующими:

      • небольшие затраты на преодоление трения (несколько тысячных долей нагрузки на вал);
      • простота в обслуживании.

      Масло в таких подшипниках меняют обычно только при очередном ремонте узла. К недостаткам изделий этого типа относят в первую очередь то, что они не могут нести большие осевые нагрузки. При слишком сильном давлении ролики или шарики в подшипниках этого типа могут легко разрушиться.

      Игольчатые изделия

      Этот вид деталей сочетает в себе достоинства подшипников качения и скольжения. Между корпусом и неподвижным валом в данном случае устанавливаются тонкие длинные иглы цилиндрической формы. При медленном вращении узла такой подшипник работает по принципу шарикового. То есть за снижение трения в нем отвечают собственно иглы, по которым катится корпус.

      При высоких же скоростях изделие этого типа начинает действовать как подшипник скольжения. То есть иглы в нем перестают кататься и начинают двигаться сплошной массой вместе с маслом отдельным слоем.

      Несмотря на то, что такие детали представляют собой, по сути, комбинированный тип, в классификации их обычно относят к группе подшипников качения. Используются они чаще всего там, где в узлах возникают большие или переменные нагрузки. Это могут быть, к примеру, авиационные двигатели, гигантские прокатные станки и т. д.

      Классификация подшипников качения

      Такие изделия могут подразделяться на группы по следующим признакам:

      • по направлению воспринимаемой нагрузки;
      • в зависимости от соотношения размеров;
      • по точности размеров и качения;
      • по форме тел качения.

      Также данные изделия могут классифицироваться по способу изготовления сепараторов. Свойства таких деталей отражаются в их маркировке. Расшифровка подшипников качения включает в себя такие, к примеру, характеристики, как серия, тип, класс точности.

      Группы по направлению воспринимаемой нагрузки

      В этом плане подшипники качения могут быть:

      • радиальными;
      • упорными;
      • радиально-упорными.

      Изделия первой разновидности являются самыми популярными и используются очень широко. Радиальные подшипники воспринимают в основном нагрузку, направленную перпендикулярно оси вала.

      Упорные изделия в промышленности, автомобилестроении несколько менее распространены. Такие подшипники воспринимают в основном только осевую нагрузку. Чаще всего изделия этой разновидности используются в металлургии и машиностроении.

       

      Упорно-радиальные подшипники способны воспринимать как осевую, так и радиальную нагрузку. Ряда тел качения у таких изделий имеется как минимум два — в перпендикулярных плоскостях.

      Классификация по размерам

      В этом плане также различают несколько групп подобных изделий. В зависимости от соотношения размеров внутреннего и наружного колец, классификация подшипников выглядит следующим образом:

      • особо легкие;
      • легкие;
      • легкие широкие;
      • средние;
      • средние-широкие.

      Также в узлах и механизмах могут использоваться тяжелые изделия этого типа. Ниже представлена таблица размеров шариковых подшипников однорядных.

       

      В зависимости от серии, в данном случае при одинаковом диаметре внутреннего кольца диаметр внешнего или же его ширина могут изменяться. По ширине подшипники качения классифицируются на:

      • особо узкие;
      • узкие;
      • нормальные;
      • широкие;
      • особо широкие.

      В представленной выше таблице размеров шариковых подшипников указаны параметры для изделий легкой и средней серии.

      Классификация по точности

      Устанавливаются подшипники качения в узлах, от которых зависит эффективная работа всего механизма в целом. При этом изготавливаются такие изделия с соблюдением нормативов, предусмотренных ГОСТ. Подшипники качения в плане точности могут классифицироваться по:

      • размерам;
      • параметрам вращения.

      В первом случае качество изделия определяют по отклонениям внешнего и внутреннего диаметров, а также ширины колец. Точность вращения измеряют по степени биения в радиальном и боковом направлении. На настоящий момент в этом плане различают следующие классы подшипников качения:

      • 0 — нормальные с биением внутреннего кольца (до 20 мкм);
      • 6 — повышенной точности с биением (до 10 мкм);
      • 5 — высокой точности с биением (до 5 мкм);
      • 4 — особо высокой точности (до 3 мкм);
      • 2 — сверхвысокой точности (до 2.5 мкм).

      Также промышленностью выпускаются и грубые, с биением свыше 20 мкм, подшипники качения класса 7 и 8. Цена на такие изделия определяется в основном именно классом точности вращения. Чем он выше, тем дороже стоит подшипник.

      Классификация по форме тел качения

      В зависимости от формы, детали также могут отличаться. Чаще всего в промышленности и автомобилестроении используются шариковые подшипники. ГОСТ определяет как их размеры, так и класс точности. Такие изделия считаются наиболее простыми в изготовлении и быстроходными. Эти подшипники допускают, помимо всего прочего, довольно-таки большую угловую скорость. Основным их достоинством является невысокая стоимость. К недостаткам подшипников этого типа относят то, что они не могут нести значительную нагрузку.

      Роликовые изделия отличаются увеличенной грузоподъемностью и способны хорошо выдерживать ударные нагрузки. Однако такие изделия совершенно не допускают перекосов вала. В этом случае ролики начинают работать кромками, что приводит к быстрому износу подшипника. Проработать детали этого типа могут в несколько раз дольше шариковых.

      Изделия с витыми роликами очень нетребовательны к точности сборки. Применяют их в тех случаях, когда в узле возникают радиальные нагрузки ударного типа. Размеры подшипники этой разновидности обычно имеют небольшие.

      Конические роликоподшипники используются в тех узлах, где одновременно действуют как радиальные, так и односторонние осевые нагрузки. Устанавливают их при средних и низких скоростях вала. Используют такие изделия в основном в тех же случаях, что и упорно-радиальные шариковые подшипники. ГОСТ, конечно же, определяет размеры и таких деталей.

       

      Самоустанавливающиеся подшипники применяют тогда, когда перекос колец может доходить до 2-3 градусов. Помимо всего прочего, такие изделия допускают незначительную осевую нагрузку.

      В конструкции самых простых подшипников имеется только один ряд тел качения. Но в промышленности могут использоваться и более сложные изделия этого типа - 2-4 рядные.

      Иногда в разного рода узлах и механизмах могут устанавливаться и подшипники качения особой конструкции — бескольцевые. У таких изделий тела качения располагаются непосредственно между корпусом и валом. Недостатком таких конструкций считается, конечно же, в первую очередь сложность сборки и разборки.

      Расшифровка

      Расшифровка подшипников качения имеет важное значение для определения его характеристик. Для того чтобы потребитель имел возможности приобрести для себя именно тот подшипник, который ему необходим, такие изделия обозначаются производителями особым образом. В маркировке такой продукции всегда присутствует несколько цифр, по которым можно определить ее класс и серию.

      Расшифровка подшипников качения производится, согласно нормативам, справа налево. Первая и вторая цифра при этом обозначают внутренний диаметр изделия. Для определения фактического размера это число нужно просто умножить на 5.

      Ориентируясь на третью цифру, можно узнать внешний диаметр подшипника, то есть его серию. Последние обозначаются как:

      • сверхлегкая — 8 или 9;
      • особолегкая — 1 или 7;
      • легкая — 2 или 5;
      • средняя — 3 или 6;
      • тяжелая — 4.

      По четвертой справа цифре в маркировке можно сделать расшифровку типа подшипника качения:

      • 0 — радиальный однорядный шариковый;
      • 1 — радиальный шариковый двухрядный;
      • 2 — радиальный с цилиндрическими короткими роликами;
      • 3 — радиальный роликовый двухрядный;
      • 4 — игольчатый;
      • 5 — радиальный с витыми роликами;
      • 6 — радиально-упорный шариковый;
      • 7 — радиально-упорный роликовый конический;
      • 8 — упорный шариковый;
      • 9 — упорный роликовый.

      По пятой и шестой справа цифре можно определить конструктивные особенности подшипника, не оказывающие особого влияния на его эксплуатационные характеристики. Такие изделия могут быть, к примеру, неразборными, иметь защитную шайбу, канавку на наружном кольце и пр.

      Седьмая цифра справа в маркировке характеризует серию подшипника по ширине.

      Конечно же, при покупке можно легко узнать и класс точности такого изделия. Расшифровка обозначений отечественных подшипников по этому признаку — дело также абсолютно несложное. Слева от рассмотренного ряда чисел в маркировке таких деталей через черточку присутствует еще одна цифра. Именно по ней и определяется точность.

      Использоваться в разного рода узлах могут подшипники класса от 0 до 6. При этом чаще всего эксплуатируются нормальные изделия этого типа, маркируемые цифрой 0. В деталях, работающих с высокой частотой, обычно используются очень качественные подшипники, обозначаемые 4-5. Изделия класса 2 чаще всего применяются в гигроскопических приборах.

      Пример обозначения

      Так, расшифровка маркировки шариковых подшипников качения или любых других — дело предельно простое. Клеймо в изделиях этого типа наносят на одно из колец. На разборных подшипниках его проставляют на обе детали.

      Параметры изделия с маркировкой, к примеру, 67210 будут такими:

      • диаметр — 10*5=50 мм;
      • 2 — легкая серия;
      • 7 — радиально-упорный конический;
      • 6 — диаметральный зазор по основному ряду.

      Расшифровка подшипника по номеру производится обычно именно таким образом. Поскольку слева через дефис в маркировке этого изделия ничего не указано, класс точности у него будет нулевым. Но у других подшипников его обозначение, конечно же, может проставляться.

      Классы подшипников скольжения

      Такие изделия могут подразделяться по:

      • направлению нагрузки;
      • принципу возникновения подъемной силы в слое масла;
      • типу корпуса.

      По первому признаку такие изделия классифицируются на радиальные и упорные. Как и подшипники качения, детали такой разновидности могут воспринимать нагрузку радиальную или в осевом направлении. В некоторых случаях в узлах используются изделия этой разновидности с совмещенными опорами. У таких подшипников осевые нагрузки приходятся на специальные гребни или торцы вкладышей.

      Классификация по принципу подъемной силы

      В этом плане различают подшипники скольжения:

      • гидродинамические;
      • гидростатические.

      В первом случае избыточное давление в слое масла образуется из-за его проникновения в клиновые зазоры при относительном перемещении поверхностей. Такие подшипники имеют достаточно простую конструкцию. Гидростатические изделия отличаются тем, что давление масла в них создается при работе насоса.

      Разновидности по типу корпуса

      Самые простые подшипники этого типа — глухие — имеют в своей конструкции цельную запрессованную втулку, изготавливаемую из антифрикционного материала. Также в узлах могут использоваться и разъемные изделия этой разновидности. У таких подшипников скольжения между крышкой и корпусом, соединенными болтами, устанавливается разъемная втулка. Считается, что изделия этого типа более удобны в эксплуатации.

      Какими могут быть вкладыши

      Этот элемент конструкции подшипников скольжения чаще всего, как уже упоминалось, изготавливается из бронзы. Однако промышленностью выпускаются также такие изделия со втулками из стали или чугуна с дополнительным слоем антифрикционного сплава.

       

      Режимы смазки

      Для того чтобы подшипник скольжения работал долго и эффективно, обслуживать его зачастую приходится практически ежедневно. В смазках такие изделия нуждаются регулярно. Использоваться для подшипников скольжения могут средства следующих разновидностей:

      • жидкие минеральные и синтетические масла;
      • пластичные смазки на основе сульфоната кальция или литиевого мыла;
      • твердые - дисульфид молибдена, графит.

      Применяться в разного рода узлах и механизмах могут также газостатические подшипники. В таких изделиях смазку заменяют азот или инертные газы. Используются изделия такого типа обычно в малонагруженных механизмах.

      Собственно, режимов смазки подшипников скольжения существует три:

      • граничная;
      • полужидкостная;
      • жидкостная.

      В первом случае смазывание контактирующих поверхностей происходит за счет масляной пленки, образующейся на неподвижном вале на поверхности цапфы. Граничная смазка считается разновидностью малоэффективной. При ее употреблении внутри подшипника происходит контакт большого количества неровностей. Помимо этого, при использовании такого способа теряется вязкость масла.

      На момент применения метода полужидкостной смазки масляный слой образуется между цапфой и вкладышем при вращении вала. Контакта неровностей в этом случае в подшипнике практически не происходит. Вал при использовании такой методики всплывает под действием подъемной силы масла.

      При употреблении жидкостной методики смазывания вкладыш и цапфа подшипника полностью разделяются масляным слоем. Контакта микронеровностей в этом случае не происходит совсем. А следовательно, такая технология смазывания может считаться наиболее эффективной.

      Импортные подшипники

      Изготавливаются изделия этого типа во всем мире практически по одному и тому же стандарту. Импортные подшипники к узлам механизмов, используемым на предприятиях российской промышленности, подходят обычно так же хорошо, как и отечественные. Но маркируются изделия, поставляемые из-за рубежа, конечно же, совершенно по-другому. В клейме на таких деталях присутствует обычно несколько цифр и латинских букв. Расшифровку обозначений импортных подшипников можно делать по специальным таблицам.

      К примеру, обозначения подшипника FAG 6203-C-2RSR-TVH-L178-C означают следующее:

      • 6203 — типоразмер (17х40х12);
      • 2RSR — подшипник имеет резинометаллическое уплотнение с двух сторон;
      • TVH - сепаратор этого изделия изготовлен из полиамида;
      • L178 — маркировка для типа и количества использованной смазки;
      • C3 — означает то, что у этого подшипника увеличен радиальный зазор.

      Конечно же, поставляют на отечественный рынок зарубежные компании подшипники самых разных видов. Но наибольшей популярностью в России пользуются все же шариковые, роликовые и игольчатые подшипники импортного производства.

      В каких странах могут изготавливаться

      Чаще всего в продаже у нас в стране можно встретить именно отечественные изделия этого типа. Вторыми по распространенности на российском рынке являются подшипники страны-производителя Китай. Также у нас в стране реализуются и детали, выпущенные в Европе.

       

      Ответ на вопрос о том, какие фирмы подшипников лучше, однозначен - это в первую очередь европейские производители. К примеру, неплохие отзывы от потребителей заслужили изделия данного типа, поставляемые на российский рынок такими компаниями, как SKF (Швеция), NTN Corp (Япония), TheTimkenCompany (США).

      Также рекомендуем:

      Наверх © 2014-2023 Copyright. ЛТБ СИАК "Комплекс парктингис"! Vangan media.
      Администрация ненесет ответственности за содержание и наполнение сайта, а также за действия других лиц. Все имена, имена компаний вымышлены.!